приглашает вас в Лабораторию «Слово». Зарегистрируйтесь. Вам понравится.
Георгий Товстоногов. О назначении театра
К списку речей

Георгий Товстоногов — выдающийся советский режиссер, оказавший значительное влияние на театр второй половины XX века.

Здесь приведён анализ небольшого фрагмента выступления Товстоногова, записанный в Концертной студии «Останкино» в 1983 г.

Фрагмент структурно состоит из одного блока (в нашей классификации — блок «Ценности»). В блоке выступления заключена одна главная идея, попробуйте найти её в тексте самостоятельно. Проследите, как оратор постепенно подходит к ней, а после — как раскрывает её в вереницу наглядных деталей, делая более убедительным основной тезис.

Мы часто говорим «театр-кафедра» и, наверное, это правильно, но мне кажется, что «театр-кафедра» непременно включает в себя понятие «театр-зрелище». Без этого это буквально кафедра, а не кафедра в образном и переносном смысле этого слова. И потом, еще одна важнейшая оговорка: кафедра, которая не может допустить дидактики, какого бы то ни было поучения, морализирования.

Мне кажется, что спектакли должны быть поделены на спектакли-ответы и спектакли-вопросы. Я лично за спектакли-вопросы. Спектакли-вопросы, потому что назначение театра, мне кажется — растревожить человеческую совесть. Если она растревожена, мне представляется, что это самое значительное, что может произойти после спектакля. Когда зритель аплодирует, когда успех — это в высшей степени приятно, что уж тут говорить. Но высшая радость — когда какой-то зритель, которого ты уважаешь, говорит тебе, что он долго не мог совладать с собой, ему не хотелось идти домой, он гулял по улице и что-то его глубоко задело, и даже сейчас не может сформулировать, что задело — мне кажется, это высшая радость для деятеля театра.

(499) 390-08-93 info@slovolab.ru