приглашает вас в Лабораторию «Слово». Зарегистрируйтесь. Вам понравится.
Владимир Соловьев. О воспитании детей
К списку речей

Обратите внимание: данную речь очень сложно разделить на отдельные блоки. Она является хорошим примером того, как можно выстроить значительное содержание из одного простого тезиса, если последовательно развивать мысль и владеть средствами выразительности.

Я не знаю, чему должен учить родитель, я знаю, какой родитель должен быть. Родитель должен осознавать, что для него большое счастье, что у него есть ребенок, но ребенок не его собственность. Ребенок — это его ответственность, и ребенка надо любить и уважать, при том уважать не менее важно, чем любить.

Уважать — это значит позволять ему даже иногда совершать ошибки, которые мы видим, и которых нам хотелось бы, чтобы он избегал, но есть ошибки, которые каждый ребенок все равно вынужден будет сделать.

Можно только любить и уважать, а знания? Ребенок же учится глядя на вас — вы же если не кричите дома на супругу, ведете себя в семье правильно, ребенок это впитывает, и это та традиция, которую он принесет уже в свою семью. Если он видит, что вы много и тяжело работаете, он тоже будет много и тяжело работать, понимая, что это необходимо.

Ребенок — это всегда больше, чем вы. Он требует, требует, требует, но не впрямую, от него не надо откупаться. Он требует вас всего, но нельзя жертвовать собой ради детей. Речь идет, конечно, не о спасении жизни, когда такой вопрос не стоит. Когда женщина говорит: «Я всем пожертвовала ради тебя» своему ребенку, она себя обманывает.

Ты должен быть всегда интересен своему ребенку. Ты должен всегда развивать себя по максимуму, тогда ребенок гордится тобой и тебя любит.

Ему не нужно, чтобы ты отдал ему свою жизнь, он же не говорит тебе: «Отдай мне свою жизнь!», ни в коей мере. Нет, так быть не должно. Поэтому воспитание — это не совсем правильно, воспитание — это не подход, воспитание в семье — это просто совместное проживание. Ребенок видит, какой вы, и вы видите, какой он.

Ребенок — как драгоценный камень, вот родился и кто он: бриллиант, изумруд, топаз? От вас зависит, дать ему огранку, но что заложено природой, зачастую гораздо важнее. Умение почувствовать эту природу и не пытаться ее изменить тоже очень важно.

Очень часто дети оказываются заложниками наших несостоявшихся желаний. Папа мечтал стать футболистом, не смог, поэтому надо сына заставлять играть в футбол. А может ребенок этого не хочет? Дайте ему возможность. Конечно, откуда ребенок может знать, что ему нравится, что не нравится, мы знаем лучше, но если мальчик не чувствует к этому предрасположенности, если позанимавшись месяц-два он говорит: «Папа, мне это не нравится», зачем заставлять?

Любить и уважать.

(499) 390-08-93 info@slovolab.ru